Кого на самом деле ударит новое повышение утильсбора?
Власти заявляют, что новое повышение утильсбора затронет лишь 20% автовладельцев. Разбираемся, почему эта цифра вводит в заблуждение и чем на самом деле рискует бюджет и автопарк России.
Кого на самом деле ударит новое повышение утильсбора? Как пострадает бюджет граждан и государства.
Минпромторг запускает новый механизм расчета утилизационного сбора, который затронет автомобили мощностью более 160 л.с. Чиновники уверяют, что это не скажется на массовом сегменте. Но что на самом деле стоит за этой реформой? Разбираемся в цифрах и последствиях для рынка.
Статистика vs Реальность: Кто в «зоне риска»?
Напомним, что ранее власти обещали не менять утильсбор на автомобили для физических лиц до 2030 года, которые подкреплялись официальными документами госпрограммы.
Таким образом, формально «обещание» дало не конкретное лицо, а правительство в лице Минпромторга через утвержденные долгосрочные правила. Текущая корректировка, даже если она касается только мощных автомобилей, фактически означает изменение этих самых правил, которые считались стабильными до 2030 года. Именно это и вызывает столь острую реакцию в автомобильном сообществе — подрыв доверия к долгосрочным условиям, установленным государством.
"Доля авто до 160 л.с. свыше 80% автопарка России"
Глава Минпромторга заявил, что инициатива не затронет самые популярные у россиян автомобили. И статистика, на первый взгляд, это подтверждает: свыше 80% из 45 млн легковых машин в российском парке — это автомобили с двигателем до 150-160 л.с. (данные «Автостата»).
Однако, статистика по существующему парку, где преобладают старые Lada и скромные иномарки, не имеет ничего общего с рынком новых покупок и импорта. Мера бьет не по владельцам десятилетних Logan, а по тем, кто сегодня хочет купить современный автомобиль мощнее среднего — как раз те машины, которые часто завозятся в страну по параллельному импорту.
Пример: В 2023 году через параллельный импорт было ввезено более 200 тысяч новых и подержанных автомобилей. Значительная часть из них — это кроссоверы и седаны бизнес-класса с двигателями от 200 л.с. и выше, такие как Toyota RAV4, BMW X5 или Mercedes E-Class.
Таким образом, новая мера влияет на сегмент, который хоть и мал в общей статистике парка, но критически важен для обновления и насыщения рынка. Фактически, затронуты будут не 20% всех автовладельцев, а значительная доля покупателей новых иномарок, оставшихся без официальных поставок.
Автомобильное сообщество России негодует
В тематических сообществах и форумах кипят страсти. Владельцы автомобильных клубов, автоблогеры и простые автолюбители массово высказывают свое недоумение новой инициативой. "Это прямой удар по среднему классу, который годами копил на хорошую машину", — пишет один из пользователей популярного автомобильного форума.
Конкретные примеры возмущения:
- История Дмитрия из Москвы: "Я два года собирал на обновлённый KIA Sorento с двигателем 2.5 л (187 л.с.). Теперь мой автомобиль может подорожать на 700+ тысяч рублей. Это перечеркивает все мои планы.
- Мнение автоблогеров: "Власти говорят о поддержке массового сегмента, но на деле ограничивают доступ к качественным современным автомобилям. Мы рискуем получить страну, где будут только бюджетные новые машины и древние иномарки".
- Петиция против проекта: "За неделю собрала более 50 000 подписей с требованием пересмотреть нововведение".

Аналитики прогнозируют:
Ускорение старения автопарка — россияне будут дольше использовать старые автомобили. Рост числа ДТП и смертности на дорогах.
"Сложившаяся ситуация требует более взвешенного подхода", — считает экономист Артем Соколов. Необходимо найти баланс между фискальными интересами государства и реальными возможностями граждан обновлять свой автомобиль.
Автомобильное сообщество надеется, что их голос будет услышан, и окончательное решение окажется более сбалансированным и учитывающим интересы миллионов российских автовладельцев.
Финансовый расклад: что бюджет получит, а что — безвозвратно потеряет
- Рост поступлений от утильсбора с каждой мощной машины, которую все же решатся ввезти официальные дилеры или частные лица.
Долгосрочные потери (то, о чем предпочитают не говорить):
- Обвал таможенных платежей — главный удар по бюджету. Параллельный импорт — это не только машины, но и миллиарды рублей в виде ввозных пошлин и НДС. Повышение утильсбора сделает ввоз многих моделей нерентабельным, и этот поток резко сократится. Пример расчета: При ввозе 10 000 автомобилей стоимостью $40 000 бюджет получает с них около 14 миллиардов рублей ежегодно (пошлина + НДС). Если из-за нового сбора импорт упадет вдвое, недополучение составит 7+ миллиардов рублей в год. Покроет ли разовый утильсбор эти потери? Крайне сомнительно.
- Снижение других налогов. Владельцы мощных автомобилей платят повышенный транспортный налог. Меньше машин — меньше поступлений. Сократится и НДФЛ с сотрудников компаний, занимающихся «серым» импортом.
- Ускоренное старение автопарка страны. Это самая серьезная, но неочевидная цена. Лишившись притока современных иномарок, россияне будут вынуждены дольше ездить на старых машинах или пересаживаться на менее технологичные новые. Это прямая угроза безопасности на дорогах и удар по экологии.
Кто в выигрыше? Настоящая цель повышения сбора
- Протекционизм в пользу официальных дилеров. Власти стимулируют покупателей обращаться к оставшимся на рынке игрокам, автосалонам, которые второй год терпят убытки, также это попытка поддержать производителей внутри страны таких, как Автоваз.
- Попытка увеличить поток денежных средств. Власти планируют увеличить бюджет за счет увеличения утильсбора, но могут получить обратный результат.
Выводы:
Государство рискует потерять значительно больше, сокращение таможенных платежей и налогов с продаж может достичь сотен миллиардов рублей, тогда как ускоренное старение автопарка приведет к росту затрат на здравоохранение и экологию, многократно превышающих возможные доходы от повышенного утильсбора.